Executive коучинг - это коучинг первых лиц в компании, собственников, ТОП менеджеров для нахождения лучших решений и дополнительных ресурсов в ситуациях постоянных изменений, стресса, повышенной ответственности. Это мощный инструмент персонального развития топ-менеджеров и собственников, на который все больше и больше делают ставку в бизнес-среде, вкладывая средства в развитие человеческого потенциала, в своих руководителей как лучший и основной ресурс развития компаний, бизнеса.
Коучинг руководителей предназначен как для владельцев бизнеса, так и для топ-менеджеров. Это, прежде всего, возможность посмотреть на свои личные качества и особенности со стороны, скорректировать свой стиль управления, усовершенствовать свои подходы в работе, открыть для себя новые возможности.
Главное, чем отличается управленческий коучинг от иных видов коучинга – высокий уровень ответственности управленца за всю компанию и людей, которые в ней работают.
Данный вид коучинга, позволяет руководителю понять, какие стратегии поведения неэффективны, чтобы в дальнейшем не применять их, а какие являются эффективными и их стоит использовать.
Коучинг руководителей предлагает первым лицам и топ-менеджерам варианты усовершенствования своего стиля управления персоналом, общения с партнерами по бизнесу и клиентами, а также поможет разработать более эффективную стратегию организационного развития.
Коучинг - это сопровождение клиента в достижении им более высоких результатов, искусство создания развивающей среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. Это процесс повышения осознанности себя и окружающей действительности, раскрытия человеческого потенциала, искусство повышения личной эффективности. Это процесс профессиональной поддержки по развитию и самосовершенствованию человеком себя.
Профессиональный коучинг - это коучинг в соответствии с международными стандартами качества по признанным технологиям и методам работы, с общепринятыми в международных ассоциациях коучей принципами:
1) Коуч работает на повышение осознанности клиента в процессе коучинга с подходом: «Я способен контролировать только то, что осознаю. То, что я не осознаю, контролирует меня»
2) Ответственность за результат на клиенте - коуч работает на развитие ответственности клиента за свои поступки, действия и последствия со стороны клиента, повышая свою эффективность, с подходом: «ответственность - это выбор, а выбор- это свобода»;
3) У каждого - своя карта реальности и важно насколько ему она помогает или «мешает» счастливо жить, коуч работает с отличной от его картиной мира клиента, не входя с ней в спор;
4) У каждого - позитивные намерения во всем, что совершает;
5) Каждый человек знает сам лучший оптимальный путь к цели. Каждый человек стремится достичь своих целей наилучшим возможным для себя образом. Соответственно, для того, чтобы он мог достигать их быстрее и лучше, он может видоизменить свою карту реальности таким образом, чтобы стали возможными другие способы, более лёгкие и быстрые.
Один из основоположников коучинга Майлз Дауни приводит такую формулу эффективности коучинг процесса коуча и клиента:
Потенциал минус Вмешательство равно Результативность
На сегодняшний день существует множество видов коучинга различных направлений. Приведем некоторые из них:
- Бизнес коучинг – это одно из самых быстро развивающихся направлений коучинга во всем мире. Данный вид коучинга направлен исключительно на достижение целей компании. Работа в данном случае проводится как с рядовыми сотрудниками фирмы, так и с руководителями всех уровней. Успех компании во многом зависит от мотивированности сотрудников, от их желания расти и развиваться в профессиональной сфере, вкладывать свои усилия в развитие компании.
- Карьерный коучинг - это кропотливая работа коуча с клиентом, которая помогает человеку развиваться именно в профессиональной сфере, строить свою карьеру. Смысл любого коучинга сводится к достижению целей. В данном варианте коучинга - ставящихся человеком перед собой в профессиональной сфере. С помощью карьерного коучинга клиент становится более уверенным в своих силах на профессиональном пути развития, видит и четко формулирует свои профессиональные цели и задачи.
- Индивидуальный коучинг-тренинг – это сугубо индивидуальная работа с человеком, проработка его личных целей и решения задач в конкретных ситуациях, расстановка приоритетов и выявление ценностей в конкретной системе. С помощью индивидуального коучинга-тренинга человек может проработать лучший выход из конкретной ситуации, например, в переговорах, экзамене, собеседовании, встрече
- Личный коучинг – направлен на поддержку в развитии и самореализации человека, построении его жизни. Коуч выступает в данном случае сторонним слушателем, наблюдателем, направляющим - человеком, который имеет непредвзятое мнение и осуществляет поддержку клиента в его изменениях себя. За свои успехи или неудачи клиент отвечает сам. Личный коучинг это профессиональная поддержка и помощь в поисках решения самим человеком, которая помогает человеку достигнуть гармонии во всех областях жизни, преодолеть свои страхи и избавиться от ограничивающих убеждений. Как итог, человек полностью раскрывает свой потенциал и становится способным достигнуть поставленных перед собой значимых целей.
Трансформационный коучинг – целостный многоуровневый подход к клиенту для работы с его внутренним миром. Чуткое и глубинное психологическое взаимодействие коуча и клиента дает клиенту представление о собственных возможностях и ресурсах, о том, что, по сути, они не имеют границ. Все ограничения человек ставит себе сам. То же относится и к убеждениям. Для начала, коуч исследует мир клиента, его вселенную. Далее начинается процесс изменений, перенастройка сознания человека, изменение его восприятия собственной личности. В итоге, клиент становится способным осознанно управлять всеми аспектами своей жизни, найти гармонию во всех сферах.
Результаты коучинга. Наиболее важные изменения:
- Вы ведете себя более осознанно
- Вы безотлагательно предпринимаете более эффективные и сфокусированные действия, не откладывая их «на потом».
- Вы прекращаете терпимо относиться к тому, что тянет Вас вниз.
- У Вас появляется импульс для действий, и т.о., вы легче достигаете результатов.
- Вы определяете Ваши приоритетные цели, которые не могли бы установить без коуча.
Ключевые компетенции коуча (на основе компетенций коуча Т. Леонарда)Компетенция № 1Соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам – Понимание этических норм и стандартов коучинга, а также способность адекватно применять их во всех ситуациях, возникающих при коучинге клиента.1. Понимает и неукоснительно соблюдает Этические Нормы Международного Союза Коучей.2. Ясно различает коучинг, консультирование, психотерапию и иные методы профессиональной помощи клиентам;3. При необходимости, рекомендует обратиться к соответствующему специалисту, умеет определить, когда это необходимо и каковы имеющиеся ресурсы.Компетенция № 2Заключение Коучингового Соглашения – Способность понять, что требуется при каждом конкретном взаимодействии с клиентом во время коучинга, и установить соглашение с возможным и новым клиентом о процессе проведения коучинга и ваших взаимоотношениях.1. Понимает и эффективно обсуждает с клиентом правила и конкретные параметры взаимоотношений в коучинге (например, логистику, оплату занятий, расписание, подключение третьих лиц, если это целесообразно и приемлемо);2. Достигает соглашения о том, что приемлемо в этих отношениях, а что нет, что предлагается, а что не предлагается, о зонах ответственности коуча и клиента;3. Определяет, есть ли соответствие между его/её методами коучинга и потребностями возможного клиента, которое обеспечит эффективность коучинга.Компетенция № 3Установление доверительных отношений с клиентом – умение создать обстановку безопасности и поддержки, обеспечивающую постоянное взаимное уважение и доверие1. Выказывает истинную заботу о благополучии и будущем клиента;2. Постоянно демонстрирует свою собственную целостность, честность и искренность;3. Заключает ясные соглашения и выполняет обещания;4. Демонстрирует уважение к восприятию клиента, его стилю обучения и к личности клиента;5. Обеспечивает постоянную поддержку и поддерживает новые модели поведения и действия, включая те из них, что касаются принятия риска и боязни неудачи;6. Спрашивает разрешения клиента на проведение коучинга в новых, ещё непривычных «чувствительных» для клиента областях.Компетенция № 4Коучинговое Присутствие — Способность быть полностью осознанным и создавать непринужденные отношения с клиентом, демонстрируя открытую, гибкую и уверенную манеру поведения.1. Осознанно взаимодействует и остаётся гибким в процессе коучинга, «танцуя» в текущем моменте;2. Находится в контакте с собственной интуицией и доверяет внутреннему знанию другого — «слушает внутренний голос»;3. Открыт к неведению и принимает риски;4. Видит много способов работы с клиентом и в каждый момент выбирает наиболее эффективный;5. Эффективно использует юмор, создавая ощущение лёгкости и энергии;6. Уверенно меняет перспективы и экспериментирует с новыми возможностями в собственных действиях;7. Демонстрирует уверенность в работе с сильными эмоциями, способен управлять собой, не позволяя эмоциям клиента доминировать и запутывать себя.Компетенция № 5Активное слушание — Умение полностью сконцентрироваться на том, что говорит и о чём умалчивает клиент, понять смысл сказанного в контексте желаний клиента и поддержать процесс высказывания клиентом своих чувств и мыслей.1. Концентрирует внимание на клиенте и его планах, а не на своих планах, составленных для клиента;2. Слышит, что заботит клиента и вызывает у него сомнения, каковы его цели, ценности и убеждения о том, что возможно, а что нет;3. Проводит различие между словами, интонацией и языком тела;4. Обобщает, перефразирует, повторяет и отзеркаливает сказанное клиентом, чтобы убедиться в чёткости и правильности понимания;5. Поддерживает и вдохновляет, принимает, изучает и способствует усилению выражения клиентом его чувств, восприятия, озабоченности, убеждений, предположений и т.д.;6. Интегрирует и строит процесс, исходя из идей и предложений клиента;7. Резюмирует или понимает суть того, что говорит клиент, и помогает ему достичь своей цели, а не увлекаться длинными описаниями;8. Позволяет клиенту «выпустить пар» или «разъяснить» ситуацию, не вынося суждений, не принимая какую-либо сторону, чтобы перейти к следующим шагам.Компетенция № 6Постановка «сильных» вопросов — способность задавать такие вопросы, которые раскрывают информацию, необходимую для получения клиентом максимальной пользы от взаимодействия с коучем, и способствуют коучинговым отношениям.1. Задаёт вопросы, отражающие активное слушание и понимание взгляда клиента;2. Задаёт вопросы, провоцирующие совершение открытий, озарение, пробуждающие целеустремлённость и активность (например, такие, которые бросают вызов предположениям клиента);3. Задаёт открытые вопросы, порождающие большую ясность, новые возможности или знания;4. Задаёт вопросы, продвигающие клиента по направлению к желаемому, а не требующие от клиента находить доказательства или оглядываться назад.Компетенция № 7Прямое общение — Способность эффективно общаться на протяжении сессий коучинга и пользоваться тем языком, который производит наибольшее позитивное воздействие на клиента.1. Делясь чем-либо и давая обратную связь, изъясняется ясно, чётко и прямо;2. Четко формулирует и переформулирует, проводит рефрейминг, чтобы помочь клиенту понять, разобраться в том, чего он хочет, или в том, в чем он не уверен, взглянув с иной перспективы;3. Ясно излагает цели коучинга, программу сессии, цель использования техник, методов или упражнений;4. Использует подходящий и уважительный по отношению к клиенту язык (например, избегает в языке дискриминации по полу, расе, не использует специфических технических терминов, жаргонизмов);5. Пользуется метафорами и аналогиями, чтобы помочь проиллюстрировать важную мысль или создать словесную картину.Компетенция № 8Стимулирование Осознания — Способность интегрировать и точно оценивать многочисленные источники информации, и интерпретировать её таким образом, чтобы помочь клиенту осознать происходящее и тем самым достичь оговоренных результатов.1. Рассматривая и оценивая вопросы и дела клиента, выходит за рамки сказанного, не позволяет себе «попасться на крючок» описания, данного клиентом;2. Расспрашивает с целью добиться более глубокого понимания, осознания и ясности;3. Определяет и раскрывает для клиента его/ ее лежащие в основе темы и заботы, типичные и постоянные способы восприятия себя самого и окружающего мира, различия между фактами и их интерпретацией, несоответствие между мыслями, чувствами и действиями;4. Помогает клиентам открывать новые для себя мысли, убеждения, ощущения, эмоции, настроения и т.д., усиливающие их способность предпринимать активные действия и достигать того, что для них важно;5. Раскрывает перед клиентами более широкие перспективы и вдохновляет их на смену точки зрения и нахождение новых возможностей для действий;6. Помогает клиентам увидеть разные, взаимосвязанные факторы, влияющие на них и на их поведение (например, мысли, эмоции, тело, фон, окружение);7. Делится инсайтами с клиентами так, чтобы они были полезны и имели смысл для клиента;8. Определяет наиболее сильные стороны и основные области обучения и роста, а также то, на что наиболее важно обратить внимание во время коучинга;9. Просит клиента проводить различие между заурядными и значимыми вопросами, ситуативным и повторяющимся поведением, когда обнаруживает несоответствие между декларируемым и действиями.Компетенция № 9Проектирование действий — Умение создать совместно с клиентом возможности для непрерывного обучения во время коучинга и в жизни / на работе, и для того, чтобы предпринимать новые действия, которые наиболее эффективно приведут к оговоренным результатам коучинга.1. Организует мозговые штурмы и помогает клиенту определить те действия, которые позволят ему продемонстрировать, отработать и углубить новые знания;2. Помогает клиенту сконцентрироваться и систематически изучать наиболее существенные для достижения оговоренных целей коучинга конкретные проблемы и возможности;3. Вовлекает клиента в исследование альтернативных идей и решений, оценку вариантов и принятие соответствующих решений;4. Поддерживает активные эксперименты и самопознание, где клиент сразу же пробует то, что было предметом обсуждения и изучения во время сессии, в своей работе и жизни;5. Отмечает успехи и способности клиента, способствуя их дальнейшему росту;6. Бросает вызов предположениям и точкам зрения клиента, провоцируя появление новых идей и находя новые возможности для действий;7. Поддерживает или выдвигает точки зрения, соответствующие целям клиента, и, не симпатизируя ни одной из них, убеждает клиента рассмотреть их;8. Помогает клиенту «Сделать Это Прямо Сейчас», во время сессии коучинга, обеспечивая немедленную поддержку;9. Поддерживает рабочее напряжение, «растяжку», поощряет постановку сложных задач, но вместе с тем поддерживает комфортный темп обучения.Компетенция № 10Планирование и постановка целей — Умение разработать эффективный план коучинга с клиентом и соблюдать его.1. Обобщает собранную информацию и определяет с клиентом план коучинга и цели развития, затрагивающие проблемы и главные области, требующие изучения и развития;2. Формирует план, предполагающий получение достижимых, измеримых, конкретных результатов и содержит сроки достижения;3. Вносит в план изменения, если это требуется в процесса коучинга и при изменении ситуации;4. Помогает клиенту отыскать и получить доступ к другим ресурсам в целях обучения (например, к книгам, к другим специалистам);5. Определяет и намечает первые значимые для клиента успехКомпетенция № 11Управление прогрессом и ответственностью — Умение удерживать внимание на том, что важно клиенту, и оставлять ответственность клиенту совершать действия.1. Чётко запрашивает от клиента действия, которые продвинут его вперёд к его поставленным целям;2. Отслеживает происходящее, спрашивая у клиента о тех действиях, за которые клиент взял на себя обязательство на предыдущих сессиях;3. Узнает, что клиенту удалось сделать, что не удалось, чему он научился, что осознал со времени проведения предыдущей сессии или сессий;4. Эффективно подготавливает, организует и просматривает совместно с клиентом информацию, полученную в ходе сессий;5. Не даёт клиенту сбиться с пути между сессиями, концентрируя внимание на плане и намеченных результатах коучинга, оговоренному плану действий и темах для следующей сессии (сессий),6. Фокусируется на плане коучинга, но остаётся открытым для корректировки поведения и действий на основании самого процесса коучинга и изменений направления в ходе сессий,7. Способен переключаться между масштабной картиной того, к чему движется клиент, созданием контекста обсуждаемой темы и тем, куда клиент хочет попасть;8. Активизирует самодисциплину клиента и заставляет клиента отвечать за то, что, по его словам, он собирается предпринять, за результаты запланированных действий и конкретный план с определенным временным форматом;9. Развивает способность клиента принимать решения, работать с ключевыми вопросами и развиваться (получать обратную связь, устанавливать приоритеты и темп обучения, рефлексировать и учиться на опыте);10. Позитивно бросает клиенту вызов, обращая внимание на факт, когда тот не предпринял оговоренных действий.